Краткая информация о процедуре со ссылками на нормы права
По делам о взыскании денежных средств за некачественный товар в суд может обратиться любой потребитель, который приобрел товар ненадлежащего качества.
Перед подачей искового заявления необходимо направить претензию (обязательный претензионный порядок).
Как установлено п. 1 статьи 18 и п. 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Как доказать ненадлежащее качество товара?
Факт наличия недостатков в товаре (ненадлежащее качество) доказывается путём проведения экспертизы. В отдельных случаях наличие недостатков в товаре доказывается другими доказательствами: справки, заключения, ремонтная смета и т.п.
В большинстве случаев, в ходе процесса, судья предлагает сторонам проведение судебной экспертизы на предмет установления недостатков товара.
Технически сложный некачественный товар
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Помимо полного возмещения убытков предусмотрены такие виды ответственности, как неустойка (пени) – может быть установлена законом или договором, штраф.
В отношении технически сложного товара потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Срок – 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Ответственность и продажа некачественного товара
В соответствии со ст. 13 ЗОПП 1, за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают изготовителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Изготовитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств. В том случае, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы. Либо по иным основаниям, предусмотренным законом.
Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем в добровольном порядке (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ).
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям.
Как подать иск?
В соответствии с п. 2 ст. 17 ЗОПП, иск может быть по выбору истца предъявлен в суд по месту:
- нахождения исполнителя (организации или месту жительства индивидуального предпринимателя);
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
На основании п. 3 ст. 17 ЗОПП, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Срок исковой давности
В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковая давность представляет собой срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, который составляет 3 года со дня, когда истцу стало известно о нарушенном праве.
По обязательствам с определенным сроком исполнения (в частности, оказание услуг) согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения такого обязательства. Необходимо отметить, что положения ст. 725 ГК РФ в данном случае неприменимы. Поскольку данная статья устанавливает срок исковой давности исключительно для работ, выполненных по договору подряда.
Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем 4 ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (безопасность услуги).